У веб-разработки как вида клиентского бизнеса при очевидных преимуществах есть, пожалуй, один недостаток - клиенты. Спору нет, клиенты - самое важное что есть у веб-студии, так как от наличия клиентов зависит существование студии. Однако, в бочке меда найдется место ложке дегтя. В нашем случае этой ложкой будут те категории заказчиков, сотрудничество с которыми не приносит пользы и выгоды никому. Представленная ниже классификация заказчиков - очередная попытка выявить те типажи, с которыми лучше не связываться. Просим читателя заранее извинить автора, если он распознает себя в одном или, чего доброго, в нескольких описанных типажах ;) Итак, начнем!
Неуловимые
О таких заказчиках говорят "Начали во здравие, кончили за упокой". Старт работ, как правило, молниеносен - никакой юридической волокиты и длительных раундов изматывающих согласований, исчисляемых месяцами. Однако, как только стороны ударили по рукам и приступили к работам, заказчик начинает затягивать с согласованиями промежуточных результатов работ, предоставлением контента, не отвечать на звонки, а в конце концов и вовсе выходить на связь.
Погони за вечно неуловимым заказчиком заканчиваются безрезультатно. Из-за недостатка оперативной обратной связи проект глохнет, а затем и вовсе ставится на паузу.
Очевидно, что подобные простои в работе команды проекта неблагоприятно сказываются на рентабельности проекта для исполнителя. Последний вынужден переводить производственные ресурсы на другие проекты, а несвоевременно опомнившийся заказчик ожидать в очереди.
Маниакально-депрессивные
Этот тип заказчиков подвержены резкой смене настроения по ходу проекта. Несмотря на изначально утвержденную концепцию дизайна, зафиксированный функционал сайта, план и порядок работ к моменту сдачи промежуточного этапа проекта заказчик меняет свою точку зрения без объяснения причин.
Вероятно, сам заказчик изначально не до конца уверен в своих желаниях и слабо представлял конечный результат проекта.
Параноики
Как правило такие заказчики уже имели опыт работы с веб-разработчиками и, увы, негативный. Настолько, что теперь любой исполнитель кажется потенциальным обманщиком и шарлатаном, жонглирующий непонятной терминологией. Такой заказчик заведет в тупик еще не начавшийся проект. Будет месяцами согласовывать договор, скрупулезно перелопачивая каждый пункт.
В итоге, по такому кабальному договору заказчику останется только одно - разработать сайт самостоятельно. Ведь себя же он уж точно не обманет.
Попрошайки
"Сделайте еще вот это, пожалуйста! Если можно бесплатно." Если исполнитель слышит подобную фразу, то это тревожный знак. Скорей всего перед ним заказчик - попрошайка, который забыл, что разработка сайта такая же коммерческая деятельность, которая подлежит оплате. Зачастую это происходит по вине исполнителя, который идет на поводу "бесплатным" просьбам. Важно вовремя сказать "НЕТ" в ответ на новые просьбы, не входящие в изначальную смету, или же зафиксировать убытки и попросту отказаться от такого заказчика.
Рабовладельцы
"Я - Клиент и вы обязаны выполнять то, что я скажу!" Если заказчик разрешает себе подобные выпады в общении с исполнителем, стоит дипломатично напомнить ему, что времена крепостного права и рабовладельческого строя давно канули в лету.
Заказчику, который считает, что Исполнитель (формулировка исключительно юридическая) должен тупо и беспрекословно выполнять указания, а не творчески реализовывать задачу на основании имеющегося опыта, а также согласованного бюджета и ТЗ, лучше нанять себе в штат людей и диктовать им свои условия.
Перфекционисты
Уинстон Черчилль говорил что "Перфекционизм - паралич головного мозга". Зачастую таким образом парализованными оказываются заказчики когда начинают "играться шрифтами и формой круга". Не беда, если правки носят краткосрочный характер - такое допускается при тестировании макетов.
Однако, заказчики сами же загоняют себя в ментальную ловушку, когда по собственной инициативе вязнут в правках, никак не влияющих на качество конечного продукта, затягивают запуск и теряют время и деньги.
Творческие натуры
Пожалуй один из самых ненавистных типов заказчика, особенно нелюбимых веб-дизайнерами. Такие способны вывести из себя даже самого спокойной и уравновешенного дизайнера, познавшего Дзен.
Как правило, творческая натура проявляется в заказчике когда он обнаруживает в себе скрытый "талант" художника и креативщика и начинает указывать специалисту, что тот должен делать. При этом пожелания и вкусовые предпочтения могут кардинально меняться по несколько раз за день.
Как только заказчик начинает вести себя подобным образом, нарушая все договоренности и правила приличия - без зазрения совести с ним лучше расстаться, предоставив возможность самостоятельно реализовывать свои творческие порывы, не травмируя психику окружающих.
Ничего не хочу решальщик
"Я не хочу ничего решать - я хочу сайт" - одна из наиболее адовых отговорок заказчика. Такие люди предпочитают заплатить деньги и получить на выходе "готовый продукт под ключ", как если бы они купили литр молока или килограмм гречи. По причине глубочайшей некомпетентности в вопросах разработки сайта и отсутствия минимальной обратной связи по проекту - работа превращается в сущий ад и хождение по мукам. В результате исполнитель вынужден руководствоваться лишь своими догадками чего в действительности хочет заказчик и, конечно же, не попадает в его ожидания. На выходе - негатив и кровавые слезы.
Торгаши
"Это не стоит столько денег"/ "Мой друг/брат/сват сделает также в три раза дешевле"
Если при обсуждении сметы относительно трудоемкой и профессиональной услуги, коей является разработка сайта, вам пытаются доказать неправильность вашего собственного ценообразования, то проще отказаться от такого заказчика.
Во-первых, он, скорей всего, не имеет даже отдаленного представления о том, как формируется стоимость трудочаса специалистов команды проекта.
Во-вторых, зачем тратить свое время на заказчика, который оценивает вас как дешевую рабочую силу, торгуясь с вами как на базаре.
Клиенты по-дружбе
Сделать что-то для человека по-дружбе или просто так по старой памяти - дело неблагодарное и к бизнесу не имеющее никакого отношения.
Еще хуже, если такой "дружеский заказчик" в определенный момент начнет вести себя как заказчик обычный, требуя и выставляя условия, при этом не имея финансовых обязательств.
Если не хотите портить отношения со своими близкими людьми- не одалживайте им денег, не продавайте машину и не разрабатывайте для них сайт! ;)
Привратники
Хуже всего реализовывать проект не имея прямого доступа к лицу принимающего решение, коммуницируя с ним исключительно через привратника в лице секретаря, ассистента или любого другого многочисленного представителя офисной фауны.
Вы никогда не сможете организовать нормальный процесс работы и потратите львиную долю времени в ожидании обратной связи, переданную через третьи руки и уста.
Общеизвестно, что при вербальной коммуникации теряется до 80% информации, то есть конечный продукт, скорей всего, будет соответствовать изначальным требованиям заказчика на 20%.
Любители встреч и совещаний
Любители встречаться по поводу и без повода и обсуждать детали проекта обязательно очно и обязательно по пол-дня - верные убийцы любого бизнеса.
Не стоит ожидать от заказчика, который не ценит свое время, уважительного отношения и к вашему графику. Вместо того чтобы дать исполнителю плодотворно работать над проектом, он будет постоянно инициировать бесполезные совещания по любому мало-мальски значимому вопросу.
Данная модель поведения во многом пересекается с нездоровым влиянием перфекционизма, усугубляясь необходимостью постоянных очных встреч и бесконечных пустопорожних обсуждений очевидных вещей.